Ситуация, когда ребенок знает все правила, но продолжает писать с ошибками знакома многим. Почему так происходит и что нужно делать родителям и учителям.
Он знает все правила, но когда пишет допускает столько ошибок, кошмар просто.
Это про вашего ребенка? А может быть даже и про вас?
Для того, чтобы писать без ошибок человеку мало знать правила, ему еще требуется и орфографическое умение.
Орфографическим умением называют умения, благодаря которым человек пишет грамотно. Всего принято выделять четыре таких умения.
Самым орфографическим умением считается умение видеть орфограммы. Если человек не владеет таким умением, то он не может в словах и между ними увидеть места, которые требуют выбрать из нескольких вариантом и не понимает, что верным является только один вариант написания.
Для начала нужно предложить ученику находить орфограммы по специальным признакам. Для примера возьмем слова, когда на конце слышится глухой согласный: зу[п], ле[ф], то есть опознавательные признаки орфограммы проверяемой буквы согласного. И вот когда ребенок обнаруживает это “опасное место”, он должен применять правило.
Таким образом ребенка необходимо учить находить в словах орфограммы по определённым признакам, так как даже зная правило, ребенок может не видеть в слове место, где его нужно применить.
Если это умение у ребенка не развито, то он не может применять орфографическое правило.
Таким образом после того, как мы научили видеть орфограмму, мы должны научить применять правило, то есть сделать верный выбор.
Для того, чтобы правильно написать слова зуб и лев ребенку нужно подобрать проверочное слово, которое позволит четко услышать на конце согласный звук. В нашем примере это будут слова зубы и львы.
Многие останавливаются освоив только первые два умения, но это остановка на половине пути. Чтобы грамотно писать самостоятельно ребенок должен уметь анализировать то, что он пишет.
Так, что бы развить у ребенка аналитические умения и внимания, необходимо учить его графически объяснять написанное.
Вернемся к нашему примеру: зу[п] и ле[ф]. Ребенок пишет:
зуб - зубы - букву ы подчеркивается двумя чертами, тем самым он показывает, что это помогло ему сделать выбор. Таким образом получается графическое изображение правила, благодаря чему и педагогу и самому ученику понятны причины выбора той или иной буквы.
Если ребенок научился видеть в словах опасные места, научился делать правильный выбор и графически его объяснять, то самое время научиться находить и исправлять ошибки.
Для того, чтобы проверить себя необходимо еще раз применить все три умения, которые мы перечислили выше. Это позволит ребенку убедиться в том, что выбор сделан правильно или же исправить ошибки.
Теперь вы знаете почему, зная правила, ребенок продолжает писать с ошибками и может самостоятельно решить эту проблему, подбирая упражнения, которые позволяют развить все 4 умения.
Комментарии