- Ну сколько можно? Ты что, издеваешься надо мной? Я тебя тыщу раз просила так не делать! Ты вообще что-нибудь понимаешь? Я с тобой разговариваю или с кем? Ау, сынок!!! А-а-а-а-а!..
Мамульки! Вам это знакомо? Вы столько сил, эмоций и времени вложили в свою тираду для любимого сыночка, пытаясь докричаться, достучаться, внушить, добиться и т.п., а он, поросёнок,.. не слышит! Мамы, обращаюсь к вам, потому что папы, как люди действия, таких длинных речей не произносят. У пап всё коротко и ясно: упал-отжался-свободен. А мамы грешат бесполезным многословием. И учителя (учительницы, в основном) тоже. Говорят-говорят-говорят, ругают-ругают-ругают... А сын (ученик) вовсе не издевается. Он и вправду не слышит. Рассказываю.
У мальчиков и девочек, мужчин и женщин эмоциональная сфера организована по-разному. Мамы, воспитательницы, учительницы - женщины. Поэтому они своих мужчин, больших и маленьких, часто не понимают и требуют от них невозможного.
Допустим, муж и жена задумали ремонт. Муж думает: во что это обойдётся, что он может сделать сам, на какую работу нанять людей, какие материалы и инструменты нужны, сколько времени займёт ремонт. То есть мужчина осмысливает ситуацию и ищет пути решения. Мозг работает избирательно, только нужными центрами. Эмоций -минимум.О чём думает жена? Тумбочку переставлю сюда, а на неё обязательно нужна синяя ваза. На кухню - только зелёные занавески, кастрюли должны быть непременно терракотовые, красные не подойдут. У жены мозг активирован целиком, эмоций навалом.
Ремонт закончился. Мужчина порадовался денёк, обмыл это дело и - жизнь продолжается, нас ждут новые великие дела. Эмоции ушли быстро - переключился человек. Женщина всем знакомым рассказала, позвала подруг - похвасталась, постоянно меняет местами тарелочки и вазочки на полках, неделями ходит и радуется (это я сейчас про себя)). Эмоции бьют ключом долго.
Вот и получается: мама (учительница) ругает своего мальчика долго, эмоции нагнетает, сердится, что он не переживает вместе с ней, что он равнодушен. А он не равнодушен. Он всё прекрасно услышал и дал пик эмоций в первые минуты разговора. А дальше он не может удерживать эмоциональное напряжение, как девочка, как мама. Мозг его к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховое восприятие. Он мамины слова блокирует, не доводя их до сознания. Мамины воспитательные усилия пропадают даром.
Что делать? Ограничиться только парой-тройкой фраз. Фразы должны быть ёмкими, короткими и конкретными - что он сделал не так, почему он не прав, что ему за это будет. Говорить надо спокойно, ровно, не эмоционируя сильно. Только факты. Тогда сын будет понимать, за что он наказан. При этом он будет знать, что наказание не отменяет любви родителей. Просто он накосячил. Если вы скажете мальчику: "Ты меня огорчил, ты нехороший", он не поймёт, о чём речь. Такие слова не имеют для него смысла. Если вы скажете конкретно: "Ты отобрал игрушку у брата", он будет понимать, чем вы недовольны.
И ещё момент про мальчиков и девочек. В зависимости от пола дети по-разному реагируют на оценку взрослых. Мальчикам очень важно, что конкретно оценивается, какой момент их деятельности. Скажем, мальчик нарисовал в технических подробностях танк: гусеницы, колёса, пушки, люки, смотровые окошки и т.д. Шикарный танк, но - синий. Так вот, на слова "неправильно, синих танков не бывает" мальчик не отреагирует, не услышит их. Они для него будут бессмысленны если цвет не важен. А вот на слова "неправильные гусеницы, плохо нарисовал" - отреагирует. Поправит или будет спорить, или обидится. "Отличная пушка!" - вполне понятно. Оценка не пройдёт незамеченной в том, что для него самого важно. То есть реакция избирательная.
Девочкам же важно - кто и как их оценивает. Девочки должны произвести впечатление и получить эмоциональный отклик от взрослых. Девочки более социально ориентированы и реагируют на все оценки, для них важно всё.
Вывод напрашивается сам собой: мальчиков и девочек воспитывать всё-таки нужно по-разному.
Комментарии