Современное образование вещь весьма противоречивая и малопонятная. А все потому, что дети поколения игрек обучаются по программам для поколения икс. Попросту те методы, которые были на высоте пару десятков лет назад сейчас абсолютно не подходят для воспитания и обучения подрастающего поколения. Значительная часть учительского коллектива – это люди старой закалки, те, кому за 40-50. Их обучали и они обучают так, как было актуально некоторое время назад. А идти в ногу с эволюцией получается не у всех и не всегда.
Учителя и ученики очень по-разному видят школу, обучение, систему оценивания и список обязанностей. Причина тому – пропасть между поколениями. Для того, чтоб хоть как-то сократить расстояние нужно отказаться от нескольких мнений, которые прочно закрепились в мозгу преподавателей и населения в возрасте 30+. Вот 8 стереотипов, которые строят стену между тем, кто передает и тем, кто получает знания.
Бытует мнение, что только за партой и с учебником можно получить информацию, научиться ее использовать и просто закрепить ее в голове. Возможно, в 70-80-е годы учитель и был местом концентрации всей информации. Но сейчас существуют презентации, видеолектории, та же Википедия и ей подобные. Именно дети сейчас быстрее добудут информацию. Главное – заставить их захотеть это сделать. То есть педагог может направлять, заинтересовывать, провоцировать на поиск данных и тому подобное. В таких условиях ученики будут охотнее познавать новые предметы.
В советские времена система образования была построена таким образом, что ученики понимали: они обязаны выучить стих, написать сочинение и решить задачу. А учитель только тратит свое драгоценное время на внеклассные занятия: проведение воспитательных бесед и дополнительных занятий с неуспевающими детьми. На самом деле за каждый урок педагог получает материальное вознаграждение. О том, что сумма очень незначительна говорить не стоит. Это ясно, но факт оплаты обсуждению не подлежит. А классное руководство, которое также обозначается в зарплате, подразумевает воспитание подрастающего поколения. Так что получается, что учителя должны детям. Что именно? Качественно подготовленные и проведенные уроки, продуманные беседы и тому подобное. Ведь государство выплачивает за это определенную сумму.
Общее развитие – это очень хорошо. Но каждый урок не может претендовать на звание «вклад в будущее». Некоторые темы проходят только ради того, чтоб пройти. Через пару лет после окончания школы многие не помнят ни интегралов, ни деепричастий. А все потому, что выбрали профессию, которая основывается на знаниях ограниченного круга дисциплин. Поэтому так важно не перегружать детей и давать им возможность не просто учиться в школе и писать домашние задания по приходу, а просто жить и наслаждаться жизнью.
В восьмом классе изучают эти предметы, а в одиннадцатом те. Но такое распределение очень приблизительно и нелогично. Как можно заставлять литератора рисовать косинусы, а инженера описывать теплый весенний день. Каждый человек уникален и в средних-старших классах эта уникальность проявляется. Идеальные оценки по математике могут быть омрачены двойками по русскому. А все потому, что у каждого особый склад ума. Поэтому распределение на гуманитарный и математический класс имеет свои преимущества, но все же не является идеальным вариантом. Наиболее подходящая модель – ребенок выбирает для себя ряд предметов, которые изучает на протяжении семестра или года. По итогу сдает тест или что- то вроде него. В организованные таким образом группы ходят ученики, которые определились с будущей профессией или сферой деятельности и сделали выбор в пользу тех или иных предметов, исключив при этом то, что не нужно или трудно дается.
О своей будущей профессии ученик должен узнать еще со школьной скамьи. Сходить на экскурсию, поговорить с сотрудниками, поприсутствовать при рабочем процессе. Изучая будущую работу в теории можно очень удивиться, столкнувшись с практикой. И вдруг узнать, что хотел совершенно другого.
Очень сложно сосуществовать с человеком, который не признает собственных ошибок. А уважать такого учителя дети не будут никогда. Чтоб дать знания, развить навыки и направить способности в нужное русло на уроках нужно не навязывать свое мнение, а стимулировать детей к выражению собственного. Часто на один и тот же вопрос может быть несколько взглядов. Хороший педагог даст возможность высказаться детям и похвалит их за сообразительность. При этом не критикуя и не возвышая надо всеми свой авторитет.
Для того, чтоб решить задачу Петеньке понадобилось три минуты, а Сашеньке полтора часа. Дело в разнице темпераментов, уровня развития и способностей. Как оценить работу мальчиков. Обоим пятерки? Но ведь второй потратил значительно больше сил на выполнение работы. Тогда как первый с легкостью сделал еще три упражнения и написал сочинение. Пяти балов не просто недостаточно. Они не отражают реального положения дел. Кроме того в погоне за высокими баллами дети порой забывают постигать науку, а просто стараются вовремя списать или увернуться от двойки.
Окруженные тоннами полезной и интересной информации современные школьники просто не могут заставить себя слушать монотонные предложения учителя о лапках гуся или подвигах Наполеона. Тишина на протяжении 45 минут – это нонсенс. Так что живой диалог с выяснением мнения ребенка – это путь к успешному уроку.
Комментарии