Учиться осенью и зимой особенно трудно. Рано темнеет и всё время хочется спать. Уже есть первые разочарования, непонятные темы или даже двойки в дневнике. Интернет-магазин «Читай-город» предлагает пять действенных способов, которые помогут вернуть радость в ежедневную учёбу.
Организм человека адаптируется к повторяющимся действиям вроде ранних подъёмов и регулярных физических упражнений — и начинает воспринимать их если не как необходимость, то как само собой разумеющееся. Однако ключевое слово — оптимальный. Это значит, что для ребёнка день должен включать время не только для учёбы, но и для интересных ему занятий, кружков или секций — и просто «для себя».
Этот момент родители часто недооценивают, из страха «вырастить лодыря» или стремясь переложить на подрастающего члена семьи часть обязанностей по хозяйству. Одно другому не мешает, но проявите заботу, сохранив в режиме дня ребёнка его личные пару часов, которые он будет тратить по своему усмотрению, — без вашей критики. Это поможет ему отдыхать (как он это видит), сохранять ощущение свободы даже при высоких нагрузках и развивать самостоятельность.
Мать двух сыновей Хизер Шумейкер, основываясь на результатах исследований авторитетных детских психологов и педагогов, достижениях нейробиологов и на собственном опыте, отмечает: «Из детей упорно пытаются вырастить вундеркиндов, превращая их жизнь в унылую череду „развивающих“ занятий и не оставляя места для свободной игры, необходимой ребёнку для подлинного развития».
Из книги «Домашние задания — это вредно!»
«Мог бы учиться на пятёрки, если бы не ленился», «совсем расслабился», «я тебе всё, а ты неблагодарный, плохо учишься» — эти фразы-манипуляторы надо забыть.
Гораздо полезнее обращать внимание не на тройку, а на то, с каким видом заданий у ребёнка возникли сложности, и предложить помощь. Не на проступок, а на мотивы — и, как минимум, выслушать. Не делать поспешных выводов о «лени», а разобраться, всё ли в порядке в его жизни. Похожий механизм «торговли» заложен и в спорном способе мотивации ребёнка материальными благами. Парадокс, но предлагая деньги за домашнее задание или помощь по дому, вы обесцениваете эти вещи — с вашей подачи ребёнок хочет не помочь, а заработать. Вместе искать настоящие причины, для чего стоит учиться, работать и помогать другим — процесс непростой, но очень полезный для всех. А своего ребёнка вы любите, с пятёрками или без. И ему нужно знать об этом.
«Если ребёнок любого возраста нарушает правило, не стоит сердиться. Намного важнее задуматься, почему правило не работает. В конфликтах с детьми нет ничего более бессмысленного и унизительного, чем искать вину и виноватого. Результатом этих поисков будут только горечь, разочарование и недоверие».
Из книги педагога Даниэле Новары «Не кричите на детей!»
Родители-надзиратели оценивают и наказывают. Родители-друзья всегда рядом, и им можно рассказать всё. Какой из вариантов воспитания вам ближе? Конечно, никуда не денешься от оценок, если речь идёт о школе. Но сами по себе они ничего не говорят о человеке или даже его способностях — это лишь формальный показатель успешности выполнения конкретного задания. Так для чего вам еженедельное предъявление дневника, сравнимое с восхождением на казнь? Более долгий, но верный путь — работать над отношениями с ребёнком, чтобы он мог сам рассказать вам о своих успехах и неудачах, трудностях и проблемах, — без неприятного ощущения, что его оценивают и выносят вердикт.
«Никто не спорит, что ребёнка нужно хвалить и поддерживать, но очень неправильно превращать эту поддержку в поощрение, которое дети получают только за определённое поведение. Исследования указывают на то, что 1) чем серьёзнее награда, тем более лёгкую задачу человек выбирает; 2) если наград больше не предлагают, то те, кто привык их получать, по-прежнему стремятся делать как можно меньше; и 3) люди выбирают задачи попроще не только когда им предлагают награду, но и вообще всегда, если они в целом ориентированы на получение вознаграждения за свои действия».
Из книги психолога Альфи Кона «Наказание наградой»
Школьная программа во многих вещах унифицирована, а вашего ребёнка никто не знает лучше вас. Если он любит животных гораздо больше математики, то добавьте в скучную задачу весёлых зверей, которые отправились из пункта А в пункт Б с нужной скоростью (жираф вёз черепашку на спине) и поговорите об этом. Любит рисовать — пусть нарисует, с чем ассоциируются столицы государств, которые требуется выучить по географии. Любит петь — пусть напоёт текст из учебника, прежде чем его разбирать (очень интересно, какую мелодию выберет). «Только в интернете сидеть любит» — пусть найдёт там интересную информацию по не слишком интересной теме, а потом перескажет вам. Ведь вам так хочется узнать про это побольше!
«У разных детей разные адаптационные способности, разный жизненный опыт — эти факторы важно учитывать. Если бы меня, обучая плавать, выбросили из лодки на середине реки, я бы, пожалуй, утонула».
Из книги педагога и психолога Анны Быковой «Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад»
Вернуть интерес часто проще, чем кажется. Просто мы сами, поначалу делая событие из каждого маленького успеха, немного подустали и отмахиваемся от очевидных для нас открытий. Оставляя ребёнка наедине с «его обязанностью», отмахиваясь от просьб о помощи и разговоров на новую для него тему, мы сами создаём негативный образ обучения, за который потом будем винить ребёнка.
Привносите маленькие радости в каждый день: новый набор ручек сразу хочется опробовать в тетрадке. Весёлые наклейки или яркий пенал так и тянут к школьному рюкзаку. Смешная вдохновляющая записка от мамы на столе — очень действенно. А сегодня мы все встали пораньше, чтобы вместе съесть пирог на завтрак в уютном кафе, — отличный способ настроиться на хороший день всей семьёй.
«Распространено заблуждение, что воспитание — это нотации и поучения. Как раз наоборот: если мы вынуждены читать нотации и делать выговоры, значит, в воспитании у нас появились реальные трудности».
Из книги педагога и психолога Леонида Сурженко «Воспитание без воспитания. Как вырастить ребёнка счастливым человеком»
Комментарии