Их жизнь — постоянный репортаж. Их религия — общение. Чем живут современные подростки и какие у них отличия от других поколений? Мы выбрали самые интересные отличия.
Ребёнок рождается, и родители сразу в качестве категорического императива вменяют ему: «Ты — уникальная личность». Если раньше было важно, чтобы человек просто приносил пользу обществу, то теперь детям выдают некий карт-бланш. У них должен быть свой путь, свой выбор, никто не вправе навязывать им своё мнение, в том числе и родители: ведь это посягательство на право уникальной личности самоопределяться.
В итоге в тот момент, когда ребёнок больше всего нуждается в подсказках, в сопровождении, в приказах, поскольку сам ещё ничего не знает и не умеет, остается абсолютно один с этим ответственным заданием — найти свою уникальную личность. Казалось бы, вот она свобода — бери, делай, что хочешь. А происходит по Высоцкому: «Мне вчера дали свободу, что я с ней делать буду?».
Каким был популярный ребёнок раньше? Либо двоечником, который всех дразнил, обижал и поэтому был крутой. Либо ребёнком богатых родителей, которые могли покупать ему за границей джинсы, привозить жвачки — таким образом он мог выпендриваться. Эта крутость была немножко с негативным оттенком.
Если сейчас спросить ребёнка, хочет ли он быть крутым, он ответит «нет». Даже само слово «крутой» сегодня звучит не очень: сейчас есть слово «популярный». Но оно не имеет никакого отношения к тому крутому ребёнку, который был раньше. Чтобы быть популярным, нужно уметь поддержать разговор на любую тему — ребёнок, увлечённый чем-то одним, популярен не будет. Поэтому дети стараются понахватать всего по чуть-чуть и потом с этим багажом знаний разговаривать со всеми про всё.
Современные дети находят себя в общении. Для них общение — новая религия. Они должны быть максимально открытые, весёлые, позитивные. Они должны быстро иметь возможность ответить на любой вопрос — только так они смогут стать популярными людьми, к которым все тянутся, с которыми все хотят общаться. В принципе то, сколько с тобой человек общается, и есть твой социальный капитал. Чем больше народу на тебя подписано — тем лучше, потому что у каждого ребёнка сейчас есть ощущение, что стать богатым и популярным очень легко. Их идолы — блогеры.
Вся жизнь для современных подростков — постоянный репортаж. Поэтому они и стремятся всё фотографировать: недоеденную булку, недопитую чашку, себя, собаку у подъезда. Не снял — пропустил момент, а императив «жить полной жизнью, брать от жизни всё и каждый день быть счастливым» никто не отменял. Более того, он каждый день на их головы изливается из медийных источников — от тех же родителей.
Когда приходится читать какие-то большие тексты, им очень тяжело и скучно. Они говорят: «Ой, как много слов». У них иероглифическое сознание: это должна быть картинка и небольшая подпись. Даже при общении друг с другом они пользуются набором символом, эмодзи. Их задача не в том, чтобы описать словами своё ощущение, а в том, чтобы подобрать нужные картинки. Такие, которые смогут выразить мысль и одновременно с этим будут классно составлены.
Можно ли это назвать деградацией? В каком-то смысле — да. Американская компания «Статитик Брейн» в 2016 делала исследование про концентрацию внимания. Они выяснили, что в 2000 году концентрация внимания была 12 секунд, а в 2015 — уже 8,25 секунд. Скоро мы не сможем долго концентрировать своё внимание на чем-то одном, потому что мы живём в трёх экранах. За минуту нам приходят 25 «Снэпчатов» — и на все надо ответить, отреагировать.
Что делало наше аналоговое поколение, когда играло? Мы выходили во двор, задавали тему: больница, индейцы, Василий Иванович и белые. Это была полная импровизация. Пользовались подручным материалом: вот эту палку мы нарекаем мечом, будем им сейчас махаться.
Сейчас не игра приходит к человеку, а человек приходит в игру: онлайн, в планшете. Она уже есть, независимо от того, будешь ты в неё играть или нет. Есть — и уже имеет свой алгоритм, которому приходится следовать: своего не задашь.
Игра формирует и модели дальнейшего поведения, и модели жизненного пространства. Старое поколение — это предприимчивые люди. Говорили, что русский инженер может из табуретки сделать космический пилотируемый корабль. Новое поколение — это айтишники. Они ничего не придумывают, зато великие комбинаторы. Они часто начинают воспринимать жизнь как квест, где просто надо найти правильную кнопку, на которую ты нажмёшь и катапультируешься на следующий уровень.
Сейчас многие родители с самого детства отдают ребёнка в огромное количество разных кружков, чтобы он попробовал и нашёл себя. В результате ребёнок из музыкалки бежит на курсы журналистики, потом — на лепку из солёного теста и на шахматы заодно. Ещё и плавает по выходным. А родитель сидит и ждёт: «Сейчас, сейчас он выберет!»
А ребёнку и тут прикольно, и здесь, и там тоже ничего так. Раньше все эти кружки были работой на износ — если ты туда попал, то тебя там воспитывали таким образом, что было понятно: из тебя кого-то растят. Например, в той же футбольной секции. Сейчас кружки — это другое: детей скорее не обучают, а развлекают, а родители за это платят.
И даже если ребёнок говорит, что ему, например, больше всего нравится рисовать — на самом деле это вовсе не означает, что он нашёл занятие всей своей жизни. Да, в кружке рисования ему прикольно, его там развлекают, но когда он начинает по этой специальности работать — оказывается, что это совершенно другое.
Что сейчас происходит с молодыми людьми? Они приходят на работу, начинают что-то делать, у них не получается — и тогда они говорят: «Это не моё, что-то идёт не так. Ведь оно должно само собой всё получаться, а я не только зарабатываю мало, так ещё и удовольствия не получаю». А на самом деле ребёнка просто напрягаться не научили. И такой молодой человек уходит с работы. Говорит, что он себя не нашёл и отправляется дальше на поиски. Раньше было по-другому: ты приходил в компанию и уже в ней начинал искать себя, пробиваться, расти.
Потому что взрослые просто не могут ничего посоветовать. Не могут помочь в том, в чём ребёнок больше всего нуждается: найти себя, свой путь. У него сейчас огромное разнообразие выбора. У родителей такого жизненного опыта просто нет: когда они выбирали свой путь, никакого разнообразия не было. А было две-три дорожки, на одну из которых ты однажды встаёшь и всю жизнь топаешь.
Ребёнок оборачивается к родителям, говорит: «Мам, пап, мне чего, мне куда?». А они ему: «Слушай, сынок, ты должен сам. Мы не вправе на тебя давить». А на самом деле они просто не знают, куда: они так не ходили. Но они говорят: «Мы в тебя верим. Ты самый лучший, ты самый классный! Ты всех победишь, ты найдёшь себя!» И на самом деле это — архидавление. Это как когда ты стоишь на старте, а все кричат, что ты должен занять первое место.
А потом родители отправляются по пути наименьшего сопротивления. Они размышляют так: «Если я не могу тебе помочь в выборе, в поиске жизненного пути, что тогда я могу делать? О, я смотрю, вы всё время веселитесь, всегда на позитиве. Давай я тоже буду с тобой веселиться? Я свой, я друг, я смешной». Родители травят какие-то истории. И дети смеются с родителями — но когда им нужно серьёзно поговорить, они идут к друзьям.
Общество стало детоцентричным. Родители изначально прислушиваются к детям, очень стараются их понимать. Они с ними разговаривают, всё им объясняют, всё обсуждают. Сейчас нет системы общения «эй, ты, приди сюда, принеси то, сядь». Такое ещё осталось, конечно, в традиционных семьях, где чётко прослеживается иерархия. Но в целом всё-таки есть тенденция к более либеральному общению с детьми — и она делает своё дело. Дети идут навстречу, им хочется общаться с родителями. У них нет ощущения, что их все время прессуют и чего-то от них хотят.
А вот ощущение того, что к ним относятся как к людям, есть — и это прекрасно. Если это начинается с самого детства, то к тому моменту, когда ребёнок превращается в подростка, он чувствует себя с родителями как в комфортной гавани. Нет страшного отвержения взрослых, нет идеи «я не буду с вами общаться».
Такие либеральные отношения детям выгодны — в том числе и с материальной точки зрения. Может, они не всегда это осознают, но чисто теоретически им выгодно сохранять хорошие отношения с родителями, потому что всё самое прекрасное очень часто происходит вместе со взрослыми. Они вместе путешествуют в разные страны, вместе ходят на интересные мероприятия, вместе покупают телефоны — именно те, которые нужно. И родители стараются понимать ребенка, несмотря на то, что они являются уже не проводниками, в мир культуры, а скорее потребителями: следуют за детьми. Это желание родителей быть вовлеченными тоже очень помогает.
И вовсе не потому, что они более умные, а потому, что они привыкли бежать впереди паровоза. Проблема современных родителей в том, что они не хотят вылезать из своих штанов, узнавать, что такое «чат-бот». А эти дети (будущие родители) так и будут постоянно потреблять новое. Они никогда не устареют.
Комментарии