Накануне Рождественского поста, понимая, что надо как то менять свой бешеный темп жизни я остановился и посмотрел видеообращение любимого мною монаха Глеба, поучающего нас на основе Священного Писания и Святого Предания верной жизни во Христе. Понимая, что это важно настолько, насколько важна для нас жизнь и не просто жизнь, а Жизнь вечная, а вернее и посмертная участь нашей души, то решил переложить это на бумагу, оформив в виде статьи и поделиться с вами, друзья.
Монах Глеб, в вопросе о причащении Святых Христовых Тайн ответил, начав приводить в пример книгу "О частом причащении святых Христовых Тайн отца Даниила Сысоева, новомученика, убитого 29 ноября 2009 года в храме святого апостола Фомы.
" Не случайно противникам частого причащения приходится грубо перетолковывать канонические определения, прямо касающиеся частого причащения, " - говорит монах Глеб. Ведь три церковных правила прямо регламентируют вопрос о частоте причащение христиан. 8-ое правило святых апостолов наказывает священнослужителя, отказавшегося причащаться за литургией. А 9-ое правило подвергает епитимии и мирянина, не участвовавшего в причащении. Сам текст правила: «Всех верующих, входящих в церкви и писание слушащих, но не пребывающих на святом причащении отлучать подобает от общения церковного.» Текст правила достаточно очевиден и потому по объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Федора Вальсамона, все верные должны быть готовы приобщаться святых Христовых Тайн каждый день. А 80-е правило 6-го вселенского собора и 11-ое правило страдикийского собора подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения и подвергают отлучению не причащающихся три воскресных дня. Также объясняет этот канон и Зонара. Настоящее правила требуют, чтобы во время совершения святыя жертвы все пребывали на святом причащении. Так что нормой является причащение все же на каждой литургии, на которой присутствует христианин, но не реже чем один раз в три недели. И, наконец, в пользу возможно частого причащения говорит 6-ое правило 6-го вселенского собора. Но этот канон сегодня довольно часто грубо нарушается. Мало того, что во многих храмах в саму пасхальную ночь не причащают Святых Тайн, прямо нарушая каноны и противореча словам Златоуста. Трапезу уготована, да никто не изыдет алчай. Да вси насладятся пиром веры. Но и отказывают в причащении верным христианам на Светлой неделе. Итак, мы видим, что церковные каноны всемерно стараются облегчить для верных и благочестивых христиан доступ к Святой чаше. Этот подоход реально вытекает из Священного Писания и подтвержден учением отцов церкви, но при этом отвергается сторонниками редкого причащения. Про них сказано в Евангелии «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают их на плечи людям, а сами не хотят и перстом двигнуть их». Евангелие от Матфея глава 23 стих 4. И прав преподобный Никодим, обличающий таковых. Те священники, которые не причащают христиан, приступающих к Божественному приобщению с благоговением и верою, осуждаются Богом, как убийцы. Итак, если обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, насколько безчисленное море свидетельств в пользу частого причащения, что в них просто утонет капля свидетельств противников. Достаточно перечислить список святых, выступающих за возможно частое причащение, чтобы убедиться в том, что эта практика – неотъемлемая часть Священного Предания.
Список святых, выступающих за как можно более частое причащение:
Игнатий Богоносец, Иустин Философ, Киприан Карфагенский, Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Онуфрий Великий, Макарий Великий, Антоний Великий, Варсонофий Великий, Иоанн пророк. Исихий Иерусалимский, Иероним Стридонтский, Феодор Студит, Иоанн Кассиан Римлянин, Никодим Святогорец, Макарий Коринфский, Нектарий Эгинский, Иоанн Кронштадтский, Алексей Мечев, Серафим Звездинский и множество других святых отцов и множество цитат, подтверждающих это правило можно найти у Никодим Святогорца в его замечательной, душеполезнейшей книге « О непрестанном причащении святых Христовых тайн» издания 1983 года. А наши причастоборцы говорят людям: "Нынче время такое, что свято жить нельзя, так что не пытайтесь. А чтобы Господь не прогневался, то и причащаться надо пореже". И это называется следованием святым. Не называл ли преподобный Симеон Новый Богослов такой подход худшей из ересей. И подводя итог всему сказанному, применю цитату святого Василия Великого, который писал: «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: «Ядущий мою Плоть и пиющий мою Кровь имеет жизнь вечную». Евангелие от Иоанна, глава 6 стих 54.
От себя добавлю. В Апостольских посланиях также говорится, что кто причащается не испытывая себя, подлежит обсуждению и даже может заболеть и умереть. К Причастию необходимо быть готовым. Но часто мы ловим себя на мысли, " что лучше вкусно поем сегодня, а вот потом, завтра, причащусь. " И это завтра не наступает завтра, послезавтра... А потом еще какое-нибудь оправдание. И мысленно переношусь в ветхозаветные времена, когда Исав продал свое первородство за чечевичную похлебку, когда вернулся голодным с охоты". Насколько же выше Святое Причащение первородства Исава! Делая выбор в пользу земного, мы пренебрегаем вечностью, обрекаем себя и в этой жизни на существование в нижеестественном для человека, падшем состоянии. Невзирая на то, что Сам Господь вочеловечился и отдал всего себя за нас, за то, чтобы мы имели возможность, причащаясь Тела и Крови Его, иметь Жизнь вечную. Аминь.
Комментарии