26 октября 40 лет назад на широкие экраны вышла лирическая комедия Эльдара Рязанова «Служебный роман», которую по аналогии с романом «Евгений Онегин» некоторые называют «энциклопедией советской жизни 70-х». После премьеры фильма в Москве в октябре 1977 г. «Служебный роман» сразу разошелся на цитаты. Читатели популярного журнала «Советский экран» назвали его лучшей кинолентой 1977 года, а исполнители главных ролей — Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих стали лучшими актёрами года. В следующем году «Служебный роман» собрал у экранов 58,4 млн зрителей.
— Подумаешь – личная жизнь! Есть много других интересов. Я руковожу большим учреждением. Работу свою люблю. Многие меня уважают. Некоторые даже боятся. Кстати сказать, я только что от министра, и он меня хвалил. Так что я совершенно не нуждаюсь ни в вашем сочувствии, ни в вашем покровительстве.
— Я думал, вы сегодня утром были настоящая. Но я ошибся. Настоящая вы сейчас.
В 1977 г. Эльдар Рязанов уже снискал славу режиссёра, который умеет снимать картины «для всех». Несмотря на то, что его телевизионная «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» не выдержала широкого проката, «Служебный роман» получил у широкой публики статус фильма, который нельзя пропустить. За несколько месяцев до выхода мелодрамы критики анонсировали её как очередной киношедевр. Еще в 1971 г. Эльдар Рязанов вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским написал пьесу «Сослуживцы», которая в том же году была поставлена в театрах Москвы и Ленинграда, а затем и в десятках театров по всей стране. Всюду «Сослуживцы» шли с неизменным успехом, который и побудил Эльдара Рязанова снять на основе пьесы фильм.
— Я считаю вас самым трудолюбивым...
— Хм! Что вы, что вы!
— Не «Хм», а трудолюбивым работником.
— Что вы, Людмила Прокофьевна, стоит ли так меня баловать?
Актёры для фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Эльдара Рязанова оставались своеобразные «резервы» после кинопроб в других его картинах. Например, Светлана Немоляева пробовалась на роль Нади в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», а Олег Басилашвили должен был играть Ипполита, но накануне съёмок у него умер отец. Алиса Фрейндлих когда-то пробовалась на роли Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе» и Алевтины в «Зигзаге удачи».
— Дорогой Анатолий Ефремович! Мне хочется воздать вам по заслугам. Как говорится, каждому по способностям, не правда ли? У нашего руководства, то есть, у меня, родилась, как ни странно, мысль: назначить вас, одного из ведущих работников отечественной статистики, (чего там cкрывать, Ха-ха) начальником отдела легкой... ле-егенькой промышленности. Как вы на это смотрите, Анатолий Ефремович?
— Отрицательно, Прокофья Людмиловна. Я безынициативен, нерасторопен, неловок, а также робок, Людмила Прокофьевна. Я вам завалю всю работу отдела легкой... ле-егенькой промышленности.
«Иронией судьбы» связано также и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой. По словам Эльдара Рязанова, Мягкову специально налепили такие усики и очки в грубой оправе, чтобы в начале фильма он производил как можно большее впечатление «канцелярской крысы» и безынициативного недотёпы. Сделать это было довольно непросто, так как за 2 года до этого актёр полюбился всей стране в роли лиричного романтика Жени Лукашина из «Иронии судьбы», но режиссёр изо всех сил старался как можно дальше увести его нынешнего персонажа от предыдущего.
— Друзья утверждают, что у меня красивый.. баритональный.. дискант.
— Подождите, меня осенила догадка: вы пьяный?
— Нет, что вы! Когда я пьян, я буйный. Гы-гы-гы! Вот. А сейчас я тихий.
— Мне повезло.
Не менее сложно было создать законченный образ сухой, без эмоциональной директрисы. С закоулков «Мосфильма» были доставлены бесформенные, блеклые костюмы, вышедшие из моды, но чего-то все же не хватало. Оператор Владимир Нахабцев водрузил на нос Алисы Фрейндлих старые отцовские очки, случайно оказавшиеся на съемочной площадке. Именно они оказались недостающей для рождения «мымры» деталью.
— А, может быть, действительно не вы принесли этот злосчастный букет?
— Нет, Людмила Прокофьевна, это действительно я.
— Ну знаете! Хватит! Нет у вас ни стыда, ни совести!
По словам Рязанова, сцена «романтического застолья» Калугиной и Новосельцева у неё дома — исключительная импровизация этих двух актёров, сыгранная на высшем уровне актёрского мастерства. Также импровизацией была сцена обращения Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной, на торжестве у Самохвалова. Интересно, что из-за того, что в процессе съемок картины было много элементов импровизации, материала было отснято почти на три серии вместо запланированных двух. Включить в фильм весь материал, к сожалению, не позволял хронометраж. Поэтому многие забавные сцены так и остались за кадром.
— Ну, как поживает кошка?
— Сказала, что лучше.
— Так и сказала?
— Да, так и сказала.
— Замечательная кошка! Самая лучшая кошка на свете, правда?
Ольга Рыжова в одной из сцен читала стихи Беллы Ахмадулиной «О мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора». Эти стихи ранее не были изданы, поэтому актрисе еще несколько лет после выхода фильма приходилось переписывать их от руки по просьбам поклонников и отсылать им. История с любовными письмами героини Светланы Немоляевой была не просто придумана, а основана на реальной ситуации из жизни коллег-кинематографистов. Их имена до сих пор не называются. Действие фильма происходит практически всё время в одном здании статистического учреждения. Три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы.
— Короче говоря, я уже подписала приказ о вашем назначении начальником отдела.
— За что? Что я вам такого сделал плохого?
Статистическое учреждение, в котором работают герои «Служебного романа», снималось в редком для Москвы здании в стилистике венского модерна - бывшем доходном доме Хомякова 1900 г. постройки работы архитектора Иванова-Шица. До революции там находились банк «Волков и сыновья», а также мебельный отдел «Мюр и Мерилиз». Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной и Самохвалова, а также рабочий зал учреждения) были сооружены в павильонах Мосфильма. Крыша с растениями, куда Людмила Калугина выходит, плача и рассказывая Анатолию Новосельцеву о тяжёлой женской судьбе — это крыша дома Нирнзее, построенного в 1912—1913 гг.
— Мы же с Вами уже попрощались!
— Попрощались? Так давайте поздороваемся!
Чтобы не превращать фильм в телевизионный спектакль с действием исключительно в помещениях (как, например, следующий фильм Рязанова «Гараж»), Эльдар Рязанов решил «разбавлять» сцены внутри зданий видами бурлящей пешеходами и автомобилями Москвы, а также её красивыми пейзажами. Под лирическую песню «У природы нет плохой погоды» (она, кстати, стала лауреатом фестиваля «Песня-78») Москва показана солнечная, дождливая и даже снежная - 18 сентября 1976 г. неожиданно выпал снег. Рязанов удлинил фильм на 3,5 минуты, чтобы сохранить замечательные кадры.
— Ходил ко мне один человек… Долго ходил… А потом женился на моей подруге.
— Я не собираюсь жениться на вашей подруге.
— Вам это и не удастся. Я ликвидировала всех подруг. Я их уничтожила.
Москва, кстати, не единственная «актриса» «Служебного романа», которую приглашают во многие фильмы. Помните «симпатичную лошадку», с которой Новосельцев упал в одном из моментов фильма? Так вот она - копия знаменитой скульптуры «Персей и Пегас» француза Эмиля-Луи Пико, и её в шутку называют «любимой лошадью «Мосфильма». В гайдаевской «Бриллиантовой руке» Семён Семёнович в комиссионке спрашивает: «У вас нет такого же, но без крыльев?» Она же украшает особняк бригаде фюрера СС Шелленберга в исполнении Олега Табакова в картине «Семнадцать мгновений весны». Этот Пегас показан в фильмах «Формула любви» и «Старый Новый год». Позже эта же статуэтка появится в фильме Владимира Меньшова «Ширли-мырли», снятом в 1995 г. Героев «Служебного романа» режиссёр расселил в соответствии с их статусом.
— А может быть, не стоит рисковать?
— Почему, давайте рискнем. Очень хочется произвести на вас приятное впечатление.
— Вам это удалось... уже.
— Усилить хочется.
Товарищ Самохвалов живёт на улице Горького, 9. Там в реальности проживали министр культуры Фурцева, знаменитые военачальники, академики... Квартира Калугиной тоже в центре - на ул. Герцена, 43. Такие многоэтажные элитные дома в 1973-м возвели для руководителей предприятий, видных деятелей науки, искусства. Кстати, когда снимали фильм, рядом соорудили бутафорскую детскую площадку, где Новосельцев с коробкой конфет под мышкой набирался смелости, прежде чем подняться к начальнице в квартиру. На свидании у них состоялся прекрасный диалог: «Красное. Или белое?» - «Или белое. Но можно красное». Новосельцев с его «мальчиком и ещё мальчиком» был поселен Эльдаром Рязановым между проспектом Мира и Новослободской в бывший дом торговца резиновыми изделиями Карла Мейера, построенный в 1894 г.
— Я когда её вижу, у меня прямо ноги подкашиваются.
— А ты не стой, ты сядь!
Слова вышеупомянутой песни «У природы нет плохой погоды» были написаны самим режиссёром и соавтором сценария, Эльдаром Рязановым (по его словам, в том случае он перебрал массу вариантов стихов известных поэтов, но так ничего и не нашёл). Он передал их композитору фильма, Андрею Петрову под видом стихотворения английского поэта Уильяма Блейка, чтобы не смущать его. Тот не почувствовал «подлога», но, когда узнал истинное авторство, многие стихи знаменитых поэтов, предлагаемые Рязановым при дальнейшем сотрудничестве, казались ему стихами самого Рязанова.
— Если у вас так густо растут брови, надо же с этим как-то бороться!
— А как с этим можно бороться?
— Надо выщипывать, прореживать.
— Чем?
— Ну, хотя бы рейсфедером!
— Рейсфедером? Милая моя, это же больно!
— Ну вы женщина, потЕрпите! Бровь должна быть тоненькая-тоненькая, как ниточка. Удивлённо приподнятая.
В 2011 г. в прокат вышел ремейк фильма 1977 года под названием "Служебный роман. Наше время" режиссера Сарика Андреасяна. «Осовременивать» любимого фильма было холодно воспринято не только зрителями, но и самим Рязановым, который сказал, что «не собирается смотреть пародию на себя». Позднее он признался, что жалеет о том, что продал права на экранизацию своих фильмов (то же касается и «Иронии судьбы 2»).
источник https://mamsy.ru
Комментарии