Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда.

7 лет назад 16551

Гордон Ньюфелд

С недавних пор среди мам и пап, активно интересующихся психологической литературой, стала популярной теория привязанности за авторством канадского доктора Гордона Ньюфелда. Психотерапевт длительное время изучал взаимоотношения разных поколений. Итогом наблюдений стала интересная книга «Не упускайте своих детей». В ней автор рассуждает о важности привязанности в семье. Чем ещё интересен труд доктора Ньюфелда?

По мнению учёного, привязанность можно назвать основной человеческой потребностью, более значимой, чем, к примеру, приём пищи. Однако если в младенчестве крохе требуется теснейшее телесное взаимодействие со взрослыми (прежде всего, с матерью), то для старших ребят слово «близость» имеет другое значение.

Теория привязанности Гордона Ньюфелда

Автор выделил шесть ступеней психологической зависимости, последовательно сменяющих и взаимодополняющих друг друга в условиях благоприятной семейной обстановки в раннем и дошкольном возрасте.

  1. Привязанность через ощущения

Новорождённый должен постоянно взаимодействовать с тем, кто проявляет о нём заботу. Прежде всего, это любимая мамочка. В период новорождённости привязанность возникает благодаря ласковым прикосновениям, грудному кормлению, ношению на ручках.

Малышу важно ощущать материнский запах, слышать звук её голоса, рассматривать её лицо. Если эти врождённые инстинкты не удовлетворяются, младенец выражает тревогу громким плачем. Стремление к тесному общению с близкими людьми остаётся с человеком надолго, даже если по каким-либо причинам пропадают другие уровни психологической зависимости.

  1. Желание походить на родителей

У годовалых карапузов проявляется второй уровень привязанности – стремление к похожести. Малыш подсознательно ощущает, что стать ближе к взрослым можно, если стараться походить на них. Теперь ребёнок стремится подражать маме и папе: ведёт себя так же, даже в интонациях и привычках.

  1. Чувство принадлежности и преданности

К трём годам малыши начинают считать родных людей собственностью. Для них привязанность – это владеть теми, кого они любят, и принадлежать тому, кто ухаживает за ними. В детском словаре фигурируют такие выражения, как «моя киса», «моя мама», «мой папа».

Так кроха не только предъявляет права на владение ими, но и заявляет, что привязан к ним, любит их. Преданность же в данном случае означает готовность малыша быть послушным, сохранять своеобразную верность дорогому для него человеку.

  1. Желание собственной значимости

В четыре года ребёнок стремится почувствовать себя нужным маме и папе, показать свою значимость. Вот почему в этом возрастном периоде дети становятся особенно чувствительными к недовольству взрослых и пробуют любыми способами заслужить родительское одобрение. Теперь малыш более мягок, покладистее и пытается вести себя по озвученным правилам.

  1. Эмоциональная близость

Если в семье сохраняются близкие отношения, то на пятом году жизни малыш «влюбляется» в родителей. Прежде малыши говорили, что «любят мамочку», копируя фразы других людей. Сейчас же они по-настоящему привязаны к маме и папе, отдают им свою любовь.

Эта стадия привязанности уже настолько совершенна, что ребёнок без особых проблем расстаётся со взрослыми на длительный срок. Ему уже не так принципиально обязательное нахождение рядом мамы или папы, чтобы сохранить к ним тёплые чувства.

  1. Стремление быть познанным

Гордон Ньюфелд назвал самый высокий уровень привязанности психологической близостью. Шестилетний ребёнок хочет поделиться с близкими людьми тем, что он ощущает, о чём думает, рассказать о своих неурядицах и радостях. Проще говоря, дети посвящают родного человека в свои самые сокровенные тайны.

Подобное доверие не оставляет места недосказанности и проблемам в семье. Однако автор теории отмечает, что современный ребёнок во многом остаётся непонятым. Отсюда и стремление родителей изучать книги по воспитанию, в которых, к сожалению, раскрываются лишь методы манипуляции детьми.

Итак, привязанность – это то, в чём нуждаются дети, поскольку именно она даёт им ощущение безопасности. Если эта потребность не удовлетворяется, малыш не сможет развиваться гармонично. Психологическая связь – необходимое условие трансформации ребёнка из зависимого существа в зрелую самодостаточную личность.

Что даёт привязанность родителям?

Последовательное освоение шести уровней привязанности значительно упрощает воспитательный процесс. Теперь он не требует от мам и пап дополнительных усилий и чрезмерного напряжения. Ньюфелд в своей книге раскрывает секрет: имеет значение не то, что делает родитель, а то, кем он является для ребёнка.

Если ребёнок чувствует привязанность к близким родственникам, то:

  • он охотно их слушается;
  • он доверяет свои тайны и мысли;
  • он перенимает их образ жизни, мораль, нравственные принципы и ценности;
  • исключена даже вероятность обмана.

Теория привязанности Гордона Ньюфелда интересна ещё и тем, что считает воспитание не сочетанием отдельных приёмов и методик, а воспринимает его как отношения между разными поколениями. Отсюда и мнение автора о том, что бесполезно воздействовать на детское поведение через наказания и поощрения.
Если близкие люди не удовлетворяют стремление ребёнка к привязанности, он стремится направить своё желание близости на другого человека – например, на ровесника, который сам остаётся незрелой личностью и неспособен обеспечить ощущение безопасности и безусловное принятие.

Ньюфелд пишет о возникновении так называемой конкуренции, или ориентации на сверстников, которая может привести в будущем к таким нежелательным последствиям, как:

  • ранняя сексуальность у подростков;
  • наркомания;
  • агрессивность;
  • детская преступность;
  • низкая обучаемость и усвоение знаний;
  • инфантилизм.

Таким образом, для взрослых чрезвычайно важно обеспечить условия для развития психологической привязанности у маленького ребёнка, иначе есть вероятность утраты родительского авторитета в дальнейшем и настройка на подростковую среду, которая не всегда оказывает положительное влияние на детей.


Как укреплять привязанность?

Автор теории призывает взрослых установить с детьми прочную эмоциональную связь. Это важно не только для более лёгкого воспитания, но и для создания по-настоящему крепких детско-родительских отношений.

Перечислим несколько конкретных рекомендаций Ньюфелда.

  1. Общайтесь благожелательно. Не следует уделять ребёнку внимание только лишь с целью запретить, раскритиковать и одёрнуть его. Самое главное для родителей – не руководить детским поведением, а создать тёплые отношения. Особое внимание нужно уделять восстановлению контакта после разлуки (уроки в школе, ваша работа, ссора). Большое значение в этом имеют приветствия, включающие взгляды, мимику и поглаживание по плечу.
  2. Проявляйте искренний интерес к ребёнку. Очень важно показать, что он вам необходим, вы ему рады и любите его таким, какой он есть. Это можно сделать как с помощью объятий, так и через совместные занятия, игры, общение на интересующие ребёнка темы. Самое главное – показать искреннюю заинтересованность.
  3. Поощряйте зависимость. Да, именно так. Гордон Ньюфелд выступает категорически против преждевременного обучения ребёнка независимости. По мнению автора:
  • если ребёнок выступает против зависимости от родителей, значит, он пытается избавиться от привязанности к ним;
  • детскую самостоятельность нельзя ускорить, она придёт в подходящее время;
  • стремление к независимости возникает у ребёнка тогда, когда его потребность в зависимости целиком удовлетворена;
  • если ребёнок не зависит от родителей, он удовлетворит свою привязанность на стороне.

Поощрять зависимость у детей можно через знакомство с окружающим миром, обучение новым навыкам, заботу и помощь.

  1. Откажитесь от разделяющей дисциплины. Автор выступает против новомодного увлечения родителей дисциплинарными методами, которые устанавливают границу между ребёнком и родителей. Тайм-аут, стояние в углу, угрозы отдать малыша Бабайке, Бабе-Яге, игнорирование – лишь некоторые примеры неконструктивных воспитательных приёмов, которые только мешают привязанности.

Восстановление привязанности

Даже если у детей слабый уровень привязанности к родителям и они предпочитают ориентироваться на сверстников, эту ситуацию можно исправить. Обычно эта проблема появляется, когда ребёнок достигает подросткового возраста.

Безусловно, чем раньше родители начнут восстанавливать психологическую связь, тем выше вероятность положительного результата. Ньюфелд предлагает пару конкретных шагов:

  • переведите градус общения на себя с помощью общесемейных выходных, пикников и путешествий. Таким способом вы создадите пробел в близости ребёнка к сверстникам, заполнив пустоту собой;
  • общайтесь с ребёнком в доверительной обстановке, наедине, подобный формат разговора поможет ему раскрыться, поспособствует развитию искренних отношений.

Не стоит забывать, что цель ваших действий – не изоляция ребёнка от приятелей, а восстановление психологической связи. В противном случае возможны протестные настроения и подростковый бунт.

Итак, теория шести уровней привязанности психотерапевта Гордона Ньюфелда заслуживает внимания неравнодушных родителей. Автор считает, что привязанность детей к значимым взрослым чрезвычайно важна для благополучного развития. Несмотря на то, что в современном обществе преобладает мнение о раннем приучении к самостоятельности, канадский психолог уверен, что именно психологическая близость с родителями поможет ребёнку стать независимой и яркой личностью.

Источник: http://detki-pogodki.ru/teoriya-shesti-urovnej-privyazannosti-gordona-nyufelda.html

Подписаться
пост виден всем