Продолжаем обсуждать самую популярную тему конца лета - изменения в ЕГЭ 2024 года. Сегодня говорим о литературе.
🔺 Самое крупное изменение затронуло кодификатор (документ, в котором прописаны все темы, термины и форматы заданий действующего экзамена).
В нынешнем кодификаторе осталось всего 12 произведений (в отличие от 30 книг прошлого года), которые выделены как основные.
Убраны произведения русских классиков начала 19 века: “Недоросль”, “Горе от ума”, “Евгений Онегин”, “Медный всадник”, “Капитанская дочка”, “Герой нашего времени”, “Ревизор”, “Шинель”, “Мёртвые души”. Убрали и памятник древнерусской культуры “Слово о полку Игореве”.
❗️Но! Все эти произведения могут попасться в сочинениях 11.1, 2, 3, 4.
Возникает прямой и логичный вопрос: зачем тогда убрали произведения, если сочинения по ним нужно будет писать?.. Да и в сопоставительном анализе лирических произведений вряд ли можно будет обойтись без Пушкина и Лермонтова.
🔺 Эти вопросы, кстати сказать, не риторические. Составители их прокомментировали.
Оказывается, всю классику золотого века школьники прошли уже в средней школе. Те, кто сдаёт ЕГЭ по литературе в 2024 году, должны были сдать ОГЭ по этому предмету в 9 классе (!?). Иными словами, произведения и авторы давно изучены, экзамены по ним сданы.
А в старших классах на литературе делается упор на писателей и поэтов второй половины 19 и всего 20 века.
🤔 Я только не пойму: почему это сдающие литературу в этом учебном году должны были непременно сдать её же в 9 классе?.. Разве ребёнок не мог передумать? Разве он не мог определиться с выбором только сейчас, накануне 11 класса?..
Среди моих учеников много таких, кто выбрал литературу только сейчас, а в 9-м сдавал биологию, географию или информатику с английским. И это нисколько не удивляет и не кажется мне нелогичным.
Закругляемся с лирическим отступлением и двигаемся дальше.
🔺 Сокращено количество заданий базового уровня сложности с кратким ответом (с 7 до 6). Это позволило изменить максимальный балл за работу с 53 до 48 (в первичной системе).
На данный момент таблицы перевода баллов ещё нет, но можно уже предположить, что из 100 возможных баллов при допущении одной ошибки будет выставлено 93 балла вместо 96, а за две ошибки и вовсе 87 вместо 91. Так что теперь вероятность получения более 90 баллов, увы, снизилась.
🔺 Уточнена тема сочинения (задание 11.4): вместо формулировки, дающей ученику возможность привлекать любые произведения для раскрытия темы, в формулировку включены имена трёх писателей-классиков, из которых можно выбрать одного. (Примеры можно посмотреть в опубликованной уже демоверсии).
🔺 И ещё одно. В ЕГЭ по литературе ввели грамматику. Ранее снятие баллов за грамматические ошибки допускалось только в сочинениях 12.1, 2, 3, 4.
По новым правилам были внесены коррективы в критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом (мини-сочинения). Требования к грамотности теперь значительно повысили.
👍 А вот с этим соглашусь и буду аплодировать. Если человек выбрал гуманитарную сферу и сдаёт литературу, он априори должен писать грамотно. Это вообще изначально должно было восприниматься в порядке вещей. Стыдно ведь за поступающих на журфак или литфак людей, допускающих по две ошибки в слове.
🔺 Многие просят дать совет по ситуации. А тут всё просто: читать и заниматься. Целенаправленно, постоянно.
Поверьте: те, кто серьёзно относится к занятиям, планирует учебный год (и не только самый последний!) хорошо справляются с экзаменами в частности и учёбой в целом. Как говорил Суворов: “Тяжело в учении, легко в бою”.
Комментарии